×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID 525.

Ничейная зона в Житомирской области, которая набитая миллионами

В воскресенье 15 ноября в Лугинском районе на заброшенную пусковую площадку для стратегических межконтинентальных ракет пыталась прорваться колонна строительной техники.

 

n 2311156803Ее сопровождали руководители района. Местные жители колонну не пропустили, пообещав лечь под колеса. На место события выехал корреспондент Житомирского Курьера.

Здесь каждый шаг – игра со смертью

Кругом осенний лес, и, вроде, ничего особенного. Но здесь везде ловушки, и нужно выверять каждый шаг, если хочешь жить. Это не компьютерная игра. Это – действительность. Спокойствие и тишину в здешних местах надо воспринимать как угрозу. Единственным предупреждением о смертельной опасности является неприятный «химический» запах. За два десятка лет он так и не выветрился.

Я – на устланной опавшими листьями лесной прогалине. Но – что это темнеет в сухой траве? Подхожу – и тут же отпрыгиваю назад: вертикальный колодец глубиной метров 20 и около 60 сантиметров в диаметре. Идеальная ловушка. Если провалился, тебя ждет мучительная смерть без надежды на спасение.

Я – на бывшей пусковой площадке баллистических ракет стратегического назначения возле села Великий Дивлин Лугинского района. 20 лет назад ракеты отсюда вывезли в Россию. Военный городок и сверхсекретную зону с пусковыми шахтами бросили.

Два десятка лет ведется вялая переписка между властями всех уровней (от сельских и до Кабмина), с военными и еще бог знает с кем, но работы по дезактивации и рекультивации земель под бывшим военным объектом как не велись, так и не ведутся. 3 года назад пообещали 2,5 миллиона из госбюджета для этого, да так и не дали.

n 2311156803 1

Но почему по-воровски, крадучись?

Все эти 20 лет многие сельские жители неплохо сосуществуют с заброшенным военным объектом: разбирают здания на кирпичи, выкапывают кабели, выковыривают из бетона металлические конструкции, продают как металлолом. Некоторые из них умерли по непонятным причинам. Возможно, от отравлений. Большинство жителей Великого Дивлина боятся «объекта». Боятся его запаха, его многочисленных ловушек, боятся, что он станет причиной гибели их детей, …просто боятся. Таким образом, жители села расслоились на две «партии»: одних, они называют себя «металлистами», устраивает бесхозный статус объекта, других – как раз наоборот, и они требуют его обезопасить.

А еще есть люди, вне села, которые хотят добраться до главных сокровищ пусковых площадок – многих тонн цветных и черных металлов, которые якобы покоятся в глубинах пусковых шахт и в железобетонных конструкциях. Было несколько попыток добраться до сокровищ. Последняя – в 2013 году. Тогда подогнали тяжелую технику и сумели раздолбать защитный бетонный купол над одной шахтой. Потом прибежали местные жители, приехала милиция, и работы остановились. Вскрытую шахту залило дождевой водой. На два с половиной года в зоне воцарился относительный покой. И вот 15 ноября – опять попытка. На этот раз – под прикрытием районных властей. Причем, без обсуждения с жителями села, по-воровски, крадучись. Это обстоятельство, как кажется, больше всего и возмутило жителей В.Дивлина.

n 2311156803 1

Корреспондент Житомирского Курьера попытался собрать информацию об объекте и о том, что произошло 15 ноября. В четверг 19-го приехал в Лугины, но главу районной госадминистрации Василия Чижа не застал – тот поехал в Житомир, как пояснил его заместитель Виктор Якухно, в областную администрацию, именно по данному вопросу. Разминулись… Виктор Иванович без ведома своего шефа не стал делать официальных заявлений. Коротко сообщил лишь следующее:

— В воскресенье мы выслушали мнение людей и отправили технику назад.

Почему же техника пробиралась к пусковым шахтам со столь солидным эскортом, включающим руководителей района, он не пояснил.

Затем журналист встретился с председателем Лугинской районной Рады Петром Мельником.

— Получается, что этот объект никому не принадлежит, — признал он. – А проблема существует, и ее нужно решать. Объект находится за границами населенного пункта, на землях лесного фонда. Весной этого года тоже приезжали желающие заняться этим объектом. Насколько я знаю, приезжали в сельсовет, собирали сход села. Но селяне не поддержали. Позиция селян примерно такая: «Столько лет стоял объект, и еще постоит». Они не против, чтобы шахты и подземелья были ликвидированы, потому что… знаете… хорошо, когда все хорошо… Но сейчас у государства есть более масштабные проблемы, хотя и эту тоже нужно решать – в нынешнем состоянии эти пусковые шахты не могут оставаться вечно.

По словам П.Мельника, существует даже государственная программа ликвидации пусковых шахт, но она сейчас не финансируется и не выполняется. Контроль же за реализацией программы лежит на областном управлении по чрезвычайным ситуациям.

Там лежат большие деньги

n 2311156803 1

Следующий собеседник журналиста оказался наиболее информированным, поскольку долгое время принимал участие в изучении заброшенного военного объекта под В.Дивлином. Он рассказал, что ему известно, но попросил не называть его имени. Цитируем:

— После решения о ликвидации пусковых установок Кабмином было принято решение из ведения Минобороны передать земли под ними лесхозам. Это, насколько я помню, 176 гектаров. А все имущество, все строения передали коллективному сельхозпредприятию «Великий Дивлин», но в перечень переданного имущества четыре шахтно-пусковых установки не вошли. Шахты были законсервированы – накрыты железобетонными куполами.

— Насколько сейчас опасен этот объект: есть ли там остаточная радиация от ядерных боеголовок и остатки токсичного ракетного топлива? – поинтересовался журналист.

— С этих стартовых установок пуски ракет не производились, — пояснил эксперт. – В шахты даже ракеты не спускали. Особенность действия пусковых установок такого типа в том, что заправленную топливом ракету уже невозможно вернуть в небоевое состояние. Не стартовать ракета уже не сможет. Из шахты ее можно извлечь только одним способом – произвести пуск. Но ракеты в эти шахт никогда не загружались и, соответственно, не стартовали. Поэтому опасения людей относительно радиации вряд ли имеют основания. И ракетного топлива там не было тоже. А после того как военные сняли охрану с этого объекта, сельхозпредприятие, которому его передали на баланс, частично разобрало сооружения, затем туда пошли жители села. Тем более, что кое-кто из жителей Дивлина там работал и знал где что лежит. Потихоньку все там раскурочили. Особо ценными были кабели. Их выкапывали и выжигали, чтобы добыть цветной металл. Вонь, которую мы до сих пор там чувствуем, от этого. Но загрязнение, возможно, есть. В начале 2000-х санэпидслужба фиксировала значительные превышения экологических норм по ряду химических элементов, в том числе и по тяжелым металлам. Однако в 2013-м снова брали пробы, и превышений никаких не нашли. Может, действительно «рассосалось». Однако существует другая опасность: в шахты, бункеры, коммуникации может кто-то упасть! Под угрозой, прежде всего, дети.

n 2311156803 1

Собеседник журналиста подчеркнул один очень важный момент: в актах приемки-передачи объекта, подписанных представителями Минобороны и сельхозпредприятия, четыре пусковых шахты не указаны. Есть все, а шахт нет. Таким образом, по его убеждению, за шахты по-прежнему должно нести ответственность Минобороны.

— Да и вообще: передать пусковые ракетные шахты на баланс колхоза – это нонсенс! – особо подчеркнул собеседник Житомирского Курьера. – А чтобы разработать проект демонтажа этого объекта, нужны исходные данные. Есть они в Минобороны или нет, мы не знаем. А если мы что-то очень токсичное зацепим, когда начнем копать без проекта? Не наделаем ли мы еще большей беды? Ответов на этот вопрос нет ни у кого. Для того чтобы они появились, необходимо проводить скрупулезные исследования.

Но там, в пусковых шахтах, есть большие деньги. Вот почему туда и хотят проникнуть их любители. Выкачать прямо в лес воду из 40-метровых шахт, разбить их бетонные стаканы, извлечь все ценное и забыть об этом объекте. Какие там исследования?! Какие проекты?! Какая рекультивация?!

«Есть люди, которые заинтересованы завести туда тех, кто дает хорошие откаты»

n 2311156803 1

Из райцентра корреспондент Житомирского Курьера отправился в Великий Дивлин. Почти все его население находилось в доме культуры, где проводился сход села на предмет бесхозных пусковых площадок. Когда журналист вошел в нетопленый зал, там как раз выступал депутат районной Рады. Насколько стало ясно из его очень долгого выступления, он настаивал на создании рабочей группы, которую, по-видимому, сам и хотел возглавить. В общем, как сейчас говорят, «пиарился».

Разговор с местными жителями оказался не очень плодотворным. Одни утверждали, что в ракетных шахтах тысячи тонн металла, другие – что ничего уже не осталось, кроме арматуры в сверхпрочном бетоне.

— Раньше в шахтах поверх бетона был «стакан» из особого сплава, — уверял Степан, который называл себя «металлистом» (то есть, искателем металла). – Я там работал и знаю. Уже ничего нет.

Его оппонент доказывал обратное. Мужики едва не поссорились.

Резюмировал услышанное и увиденное журналистом бывший глава Лугинской райгосадминистрации, депутат районной Рады Валерий Двуреченский, у которого сохранилось своего рода «досье» на брошенную ракетную часть со всей перепиской, начиная от середины 90-х:

— Велкий Дивлин поделен на две части. Одни понимают, что этот объект опасен и что его нудно демонтировать. Другие с него постоянно кое-что имеют. Им выгодно, что он бесхозный. Но есть люди рангом повыше – в районе и в области, которые заинтересованы завести туда тех, кто дает хорошие откаты.

По мнению Валерия Павловича, поскольку пусковые площадки с шахтами в документах о приеме-передаче имущества военного городка и воинской части с баланса МО на баланс сельхозпредприятия не фигурируют, и поскольку Минобороны отказывается от него, Великодивлинскому сельсовету следует доказать, что данное имущество является бесхозным, принять его на свой баланс и далее действовать с позиции собственника. Тогда и проект можно будет изготовить, и фирму найти, которая действительно проведет полный демонтаж опасного объекта и рекультивацию земель.

Что делали глава райгосадминистрации и председатель районной рады  возле пусковых шахт в воскресенье 15-го? Гуляли?

Действительно, чтобы провести демонтаж и рекультивацию данного объекта, нужен соответствующий проект. Его нет. Следовательно, попытки различных искателей металлолома прорваться к пусковым шахтам под мухой демонтажа объекта и рекультивации земель – не более чем лапша на уши. Равно как и рассказы о каких-то поручениях на демонтаж главы областной администрации.

Таким образом, понять, на каком основании действовала в воскресенье 15 ноября вооруженная экскаватором коммерческая структура и почему ее сопровождали руководители района, не представляется возможным. Разве что, Василий Чиж и Петр Мельник действовали в выходной день как частные лица, «гуляли», то есть… А что, в Лугинском районе все остальные проблемы уже решены: спиртзавод стоит, торфозавод стоит, крахмальный завод, слава всевышнему, тоже. Так, почему бы в свободное время не прогуляться в сопровождении экскаватора в Великий Дивлин на заброшенную пусковую площадку баллистических ракет стратегического назначения?

Виктор Бакальчук, Житомирский Курьер

Последнее изменение Понедельник, 23/11/2015

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

ОСТАННІ КОМЕНТАРІ

 

 

 

 

 

 

 

 

Погода
Погода в Житомире

влажность:

давление:

ветер:

Go to top
JSN Time 2 is designed by JoomlaShine.com | powered by JSN Sun Framework